Наш адрес: Москва, Тишинская площадь дом 1, ТЦ Тишинка, павильон ВС-1-04 Телефон: +7 (495) 739-05-00 (*) доб.2524    моб. +7 (916) 838-88-44
 
 Главная
 Хрустальные люстры
 Большие люстры
 Хрусталь
 Фарфор
 Стекло
 Новинки
 Информация
 Контакты
E-mail:
salon-bogemia@mail.ru

Информация

Фарфор и керамика

Маркировка фарфора: использование, особенности и история клейм

Маркировка фарфора использовалась практически с самого начала его производства еще в древнем Китае. Изначально она применялась для обозначения производителя, однако довольно скоро маркировку также стали использовать для защиты от подделок.

Маркировка выполнялась путем нанесения специальных клейм. Клеймо каждого производителя является уникальным — это своеобразный фирменный знак. В Европе маркировка начала использоваться с 1723 года. Постепенно клеймение фарфоровых изделий получало все большее распространение. Как правило, для этого применялись синие краски. Сначала их наносили на уже закрепленную глазурь, однако довольно скоро маркировку стали выполнять подглазурным методом.

Долгое время вопрос о маркировке продукции оставался на усмотрении производителя. Только с конца XVIII -го века размещение меток на фарфоре стало обязательным требованием. Были введены и определенные нормы относительно самого исполнения клейма. Так, производители фарфора были обязаны регистрировать свои фирменные знаки, проходя для этого специальную процедуру. В России фарфоровая посуда маркируется, начиная с 1745-го года. Первое клеймо было выполнено по распоряжению Гунтера на чашке, изготовленной Императорским Фарфоровым заводом. Интересно, что метка содержала в себе информацию не только о месте, но и о времени изготовления чашки. Считается, что официальная история русского фарфора началась именно с этой метки.

История маркировки чешского фарфора

В Чехии клейма, использовавшиеся для фарфоровой посуды, долгое время не являлись полноценными фирменными знаками. Так, для того, чтобы обозначить происхождение продукции, изначально на нее наносились несколько букв. Эти буквы были сокращением мест производства фарфора либо фамилий владельцев соответствующих мануфактур.

Маркировка чешского фарфора

Иногда для того, чтобы подчеркнуть географическую принадлежность того или иного изделия, к сокращениям дополнительно добавлялось слово «Австрия». После 1918-го года его заменили фразой «Сделано в Чехословакии». Также на дне фарфоровой посуды размещалась аббревиатура EPIAG. В 1945-м году состав метки снова изменился — теперь к знаку мануфактуры или завода стали добавлять слово «Германия». Наконец, после 1945-го года производители посуды из фарфора вернулись к использованию старых клейм, разработанных для чешских мануфактур.

Таким образом, история клеймения чешского фарфора была тесно связана с историей самой страны. Так как фарфоровая посуда являлась одним из самых ценных экспортных товаров, регулирование ее производства, а также защита от подделок с помощью клейм осуществлялись буквально на государственном уровне.

Защита от подделок фарфора с помощью клейм

В XVIII -м веке европейские фарфоровые мануфактуры столкнулись с появлением огромного количества подделок. Защищая цеховые интересы, производители были вынуждены совершенствовать используемые клейма.

Изначально метки наносились на фарфоровую посуду стойкой краской поверх уже закрепленной глазури. Как показала практика, этот способ был неэффективным, и знаки с легкостью подделывались. В результате клеймение стали выполнять, нанося синюю краску до глазурирования. Довольно быстро появились подделки и таких меток. В итоге в 1827-м году для маркировки стали использовать металлические штампы. На заводах-изготовителях метки проставлялись на необожженном фарфоре с помощью металлических штампов или печатей. Эту работу выполняли сами формовщики.

Интересно, что борьба европейских мануфактур с подделками в этот период соседствовала с подделыванием фарфора самими производителями. Так, некоторые европейские мануфактуры использовали клейма-иероглифы, выдавая свою продукцию за восточный фарфор.

Каким может быть клеймо?

В настоящее время чаще всего встречаются два вида меток.

  • Клеймо, нанесенное краской под глазурью. Как правило, краска имеет синий или красный цвет, реже — коричневый, зеленый, и пр. Такое клеймение используется и современными заводами. Характерный для того или иного производителя внешний вид клейма позволяет судить о происхождении посуды из фарфора.
  • Рельефные клейма. Это — оттиски на дне фарфоровой посуды. Такие клейма сложнее подделать. Тем не менее, современными производителями они используются сравнительно редко. Как показывает опыт сотрудников компании "Салон Богемия", рельефное клеймение более характерно для антикварного фарфора.
Маркировка чешского фарфора

Для того, чтобы удостовериться в подлинности фарфора, необходимо внимательно изучить клеймо. Если оно выполнено краской, то метка обязательно должна находиться под глазурью. Штамп должен быть ровным и аккуратным, не иметь сколов, дефектов, повреждений. Сегодня существуют целые реестры клейм, позволяющие определять по метке на фарфоровом изделии его изготовителя, а также, в некоторых случаях, период изготовления. Вместе с тем, ориентироваться только на метки не стоит — также важно оценить качество рисунка, форму изделия, качество самого фарфора.

В «Салоне Богемия» вы сможете купить подлинный чешский фарфор от ведущих фабрик. Все изделия имеют фирменные клейма, а также документы, подтверждающие их происхождение.


Элитные люстры    Люстры (Чехия)    Фарфор    Стекло    Хрусталь    Новинки    Адрес магазина   
Copyright © 2001—2017. Хрустальные люстры и вазы, фарфоровые сервизы. Чешское стекло. Салон "Богемия". г.Москва.
web-дизайн, создание, размещение и продвижение сайта - www.design-msk.ru
Яндекс цитирования